Изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников

Психологическая служба, все активнее внедряемая сейчас в систему образования, соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современной школы и современной жизни вообще.

Поскольку в последнее время система образования претерпела серьезные изменения, учебный процесс неуклонно интенсифицируется, усложняется система обучения, то проблем у учащихся возникает весьма значительное количество. Поэтому первоначальной целью данной работы было выявление мотивов поступления старшеклассников в профилированный лицей, определение того, чем руководствовались учащиеся при выборе той или иной профессии и какие проблемы у них при этом возникали.

Приступив же к работе мы однако поняли, что столь «простыми» задачами дело не ограничится. Сразу же возник вопрос о некоторых особенностях личности старшеклассников, которые мешают их успешной адаптации к условиям учебного заведения нового типа, затрудняют межличностные отношения и со сверстниками, и с педагогами, зачастую искажают привычные формы эмоционального реагирования, даже нарушая при этом психическое здоровье учащихся.

Поскольку все эти проблемы «замыкаются» на одном психологическом феномене, называемым личностью, мы решили идти к своей цели, по возможности решая задачи, связанные с влиянием некоторых личностных качеств на мотивацию обучения, выбора профессии, общения, эмоционального реагирования и адоптации в целом.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1989) подчеркивал, что при изучении личности нужно ответить на три вопроса. Когда мы хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, мы прежде всего должны выяснить, чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. Этот вопрос о направленности личности, ее потребностях, интересах, установках и идеалах. Вслед за этим встает естественно второй вопрос: а что он может? Другими словами каковы его способности? И третий: что он есть, как реализует свои возможности? Этот вопрос о характере или устойчивых «стержневых» свойствах личности, а так же о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности.

Все эти стороны личности взаимосвязаны. Так, интерес направляет деятельность, в этой деятельности достигаются определенные успехи и развиваются способности, кроме того, усиливается исходная мотивация, появляется чувство компетентности, что влечет за собой повышение самооценки и уверенности в своих силах. Таким образом, личность представляет собой единое целое.

Итак, первоначально поставленная нами цель состояла не столько в получении информации об учащемся, сколько в стимулировании его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Для нас гораздо важнее оказалось формирование готовности человека к размышления о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия (сопоставления разных внутренних, субъективных позиций и ориентацией человека).